Гарнитуры Мартина Майоора

Моя философия дизайна шрифта

Перевод “My Type Design Philosophy” by Martin Majoor

Примерно 15 лет назад я выпустился из Высшей школы искусств со своей разработкой шрифта с засечками. Гарнитура не увидела свет, и сейчас я понимаю — он был лишь подготовкой к моим последующим гарнитурам. Впоследствии я создал три больших гарнитуры: Scala & Scala Sans, Telefont и Seria & Seria Sans. С тех пор мои идеи о разработке шрифтов не поменялись фундаментально. Возможно, наступило время записать некоторые из них.

Проблемы комбинированных шрифтов

Мне кажется, невозможно быть хорошим дизайнером шрифта, не являясь хорошим книжным типографом. Я имею ввиду не акцидентные, а текстовые шрифты. Дизайнер шрифта должен знать, как шрифт работает в контексте, он должен знать, что происходит с ним на различных типах бумаги, как гарнитура ведёт себя при различных техниках печати. Будучи редактором, я работал над несколькими сложными книгами, где применял, с целью повышения ясности текста, более одно гарнитуры шрифта. Лучше всего было использовать одновременно шрифты с засечками и без, но проблема заключалась в том, какие именно. Легко применить в одном блоке текста Times New Roman и Helvetica, потому что эти гарнитуры доступны повсеместно. Это даже не самое плохое сочетание. News Gothic, Gill Sans и Futura — гротески, которые отлично подходят в качестве текстового шрифта, но какой шрифт с засечками им подойдёт? Многие комбинации использовались без всякой идеи и знания истории. Некоторые — эстетически неприятны (Garamond и Univers, Bodoni и Gill Sans). Эти комбинации возможны в рекламных брошюрах, где раздражение может быть полезно. Мне стало ясно, что лучшим решением будет использовать плотно взаимосвязанные антикву и гротеск. Но какие комбинации удовлетворяют этому критерию?

Истоки гротеска

Не касаясь вопросов совместного применения антиквы и гротеска, вспомним откуда возник гротеск, и почему он стал активно применяться только в последние столетие. Первая гарнитура шрифта без засечек появилась примерно в 1816 году в английской типографии Уильяма Каслона (William Caslon).

Display faces published around 1816 by the William Caslon IV typefoundry.

Этот акцидентный шрифт включал только прописные буквы, и не до конца ясно откуда взялись их грубые формы. Он не оказал большого влияния на разработку шрифтов.

Куда более интересным оказался гротеск Akzidenz Grotesk, выпущенный берлинской словолитней Германа Бертольда (German Berthold).

Akzidenz Grotesk, published in 1898 by the Berthold type-foundry

Этот гротеск мгновенно обрёл успех и был сымитирован другими словолитнями. Подобно всем гротескам того времени, Akzidenz Grotesk был задуман как акцидентный шрифт (Akzidenzschrift), однако, благодаря наличию строчных букв, он подходил и на роль текстового шрифта.

Но на основе чего появился Akzidenz Grotesk? Начиная с 15 века все шрифты были с засечками, представляя собой имитацию письма. Появившись в 19 веке, гротеск мог быть основан только на антиквах того времени.

Walbaum and Akzidenz Grotesk

Скорее всего, Akzidenz Grotesk был создан опытными, но неизвестными пуансонистами Бертольда, а не разработан каким-то конкретным дизайнером шрифта. Это означает, что основной идеей пуансонистов была идея создать шрифт без засечек , и этот шрфит мог быть навеян такими популярными гарнитурами классицизма, как Walbaum или Didot. Догадка подтверждается наложением глифоф Walbaum и Akzidenz Grotesk. Эти классические гарнитуры были не самыми подходящими для создания гротеска на их основе. Элегантные тонкие хвостики таких сиволов как c и цифр 2 и 5 были утолщены из-за чего шрифт обрёл слишком закрытые формы.

В 1928 Пауль Реннер (Paul Renner) разработал Futura.

Futura

Futura стал первым шрифтом без засечек, который был создан не на основе неудобных глифов классицизма, а разработан с чистого листа. Может показаться, что на Futura повлияли школа Баухауса и идеи конструктивизма. Её глифы выглядят очень геометрично, но на самом деле никто не строил их такими специально. Реннер создал Futura не в соответствии с принципами школы Баухауса, а согласно классическим принципам, как римские капительные буквы. Одной из причин успеха Futura стало то, что этот гармоничный наборный шрифт обладал атмосферой модного движения Баухауса.

В 1957 году были выпущены Univers, Helvetica и многие другие подобные шрифты, являвшиеся ответом на геометричность начертаний таких довоенных гарнитур, как Futura. Эти гарнитуры были созданы на основе Akzidenz Grotesk и на некоторое время стали очень популярны. Проще создать гротеск на основе другого гротеска, поэтому не удивительно, что новые гарнитуры не имели значительных отличий от Akzidenz Grotesk.

Univers, Helvetica, and Akzidenz Grotesk

Они стремились быть лучше предшественника, но вместо этого полностью лишились характера и очаровательной грубости Akzidenz Grotesk. Numbering system designed by Adrian Frutiger for his Univers typeface to establish the relations between typographic variants Но Univers Адриана Фрутигера (Adrian Frutiger) имел одно значительное новшество: он был выполнен согласно почти научной системе в 21 варианте ширины глифов и насыщенности шрифта, которые отлично комбинировались между собой. Гротески обрели ясную систему ширин и насыщенностей, в которой столь сильно нуждались. Несколько лет назад Univers был полностью перерисован и теперь имеет более 60 начертаний. К сожалению, это сложно назвать улучшением: многие начертания излишни, выключка слишком тесная, а без того наклонный курсив был наклонён ещё больше. Переработка старой успешной гарнитуры неблагодарное дело для дизайнера шрифтов.

Курсив Akzidenz Grotesk — это не более, чем наклонённое прямое начертание. Но почему было не создать этот курсив на основе настоящего курсива? Было бы несложно сделать курсив Akzidenz Grotesk на основе курсива Walbaum.

true italic;

Курсивное начертание рисуют отлично от прямого. Возможно, из-за большой конкуренции между словолитнями пуансонисты 19 века были вынуждены работать быстро и потому имитировали курсив. Долго и трудно изготавливать настоящий курсив, в то время как наклонённое прямое относительно легко копировалось с прямого начертания. Странно, что даже сегодня наклонённые прямые начертания остаются типичным для курсивных гротесков. Они включены в гарнитуры News Gothic (1908) и Helvetica. В результате даже такой великий дизайнер шрифтов, как Адриан Фрутигер включал их в свои гротески, и только недавно в 2000 году, когда гарнитура Frutiger (1977) была перерисована c настоящим курсивом, он признал, что настоящий курсив лучше контрастирует с прямым начертанием. Design of the italic version of the Gill Sans family, developed by Eric Gill in 1928. It is the first italic sans serif with its own independent characteristics Futura также имеет наклонённое прямое начертание, но в этом случае понятно — не существовало шрифта с засечками, модели которого можно было бы использовать. Более интересен курсив Gill Sans. Он первый среди множества гротесков получил настоящие курсивные глифы, а его первые зарисовки содержали очень важные каллиграфические приёмы.

Эрик Гилл (Eric Gill) был выдающимся дизайнером шрифта, который начал свою карьеру с резчика литер. Начиная заниматься дизайном шрифтов для печати, он точно знал как должен выглядеть антиква. Он разработал Gill Sans в 1928 году и хотя это был гротеск, дизайнер использовал свой опыт резчика шрифт с засечками. Gill Sans был создан на основе шрифта с засечками, который дизайнер всё время держал в голове и который так и не увидел свет. Комбинируя два шрифта Эрика Гилла, гротеск Gill Sans и антикву Joanna (1930), можно добиться очень гармоничного сочетания. Можно сказать, Joanna — это что-то вроде Gill Sans Avec!

Gill Sans

Неизвестно, планировались ли Joanna и Gill Sans как единая гарнитура, но Эрик Гилл впервые в истории разработал взаимосвязанные антикву и гротеск, хотя и поместил их в отдельные гарнитуры под разными именами.

Комбинации антиквы и гротеска

Мне кажется, комбинирование антиквы и гротеска имеет смысл только в том случае, если они разработаны по одинаковым принципам или даже по одним эскизам. Казалось бы, достаточно взять антикву, убрать засечки, сгладить контрастность, и вы получите гротеск. Но, конечно, это не всё. Я уверен, что разработку гарнитуры следует начинать со шрифта с засечками, и уже на его основе создавать гротеск. Впервые попытку получить гротеск на основе шрифта с засечками предпринял голландский типограф Ян Ван Кримпен (Jan van Krimpen). В начале 30-х годов 20 столетия он создал антикву Romulus и подходящий к нему гротеск. Наложение антиквы на гротеск свидетельствует о том, что Ван Кримпен сделал глифы одного шрифта на основе глифов другого.
Romulus Sans был вырезан в четырёх вариантах насыщенности, но, к сожалению, они так и не были выпущены и остались экспериментальными.

Superimposition of the serif and sans versions of the Romulus typeface designed by Jan van Krimpen

Scala и Scala sans. Две гарнитуры — один принцип

Я начал рисовать Scala в 1987 году. Тогда я работал одним из двух графических дизайнеров центра музыки «Вреденбург» в Утрехте, огромном концертном зале, где устраивали больше концертов, чем в любом другом концертном зале Нидерландов. Мы работали на одной из первых моделей Apple Macintosh, использовали PageMaker 1.0 и могли выбирать только из 16 доступных шрифтовых гарнитур. Я хорошо разбирался в минускульных цифрах (которые также принято называть «старостильными»), капители и лигатурах, но соответствующие глифы не были включены ни в одну из 16 гарнитур. Концертные программы и буклеты состояли из разнообразной информации: заголовков, имён композиторов, дирижёров, солистов, состава оркестра, времени, даты, места. Чтобы облечь информацию в правильную форму мне были нужны и минускульные цифры, и капитель, и лигатуры. Поэтому я решил разработать гарнитуру специально для моей работы во Вреденбурге и назвал её в честь театра Ла Скала в Милане.

Scala Sans & Scala Serif

Scala сформировалась под влиянием гуманистических гарнитур, таких как Bembo, и гарнитур Пьера Симона Фурнье (Pierre Simon Fournier), французского типографа середины 18 века.
Но я хотел, чтобы в Scala присутствовали слабоконтрастные и акцентированные засечки, так как большая часть шрифтов Postscript были очень тонкими. Курсив был нарисован на основе итальянских шрифтов 16 века, таких как Arrighi, хотя в значительной степени детали курсива соотносились с прямым начертанием.

Scala Sans был сделан из Scala, поэтому также имеет «гуманистические» формы.

First sketches of the 1987 Scala typeface

До появления Scala это было редкостью для гротесков, а единственными заметными исключениями — Gill Sans и Syntax (1968, Hans Eduard Meier). Прямое начертание Syntax действительно самый красивый вариант шрифта без засечек в мире, но, к сожалению, оно не имеет дополняющего курсива, а только наклонённое прямое начертание.

Syntax, 1968

Возможно, Мейер слишком рано освободился от некоторых общепринятых принципов построения гротеска. Во время разработки Scala мне стало ясно одно: я хочу, чтобы минускульные цифры были включены в обычное, а не в старостильное начертание. Я также создал минускульные цифры для шрифта без засечек и понял, что я не увижу минускульные цифры в гротесках до тех пор, пока их не сделает Эрик Гилл для своего Gill Sans (в 90-е они были добавлены Monotype). Достаточно странно, что Поль Реннер стал единственным дизайнером, который разработал минускульные цифры для гротеска Futura, однако ими редко пользовались.

Futura and Gill Sans lowercase numbers

Курсивное начертание Scala Sans с точностью до буквы соответствует своему антиквенному аналогу. Гарнитура Scala первая включила капитель, лигатуры и минускульные цифры в прямое и курсивное начертание антиквы и гротеска.

Scala family

Занимаясь разработкой Scala и Scala Sans, я получил возможность воплотить в жизнь свои идеи относительно антиквы и гротеска. Моим девизом стала фраза «Две гарнитуры — один принцип!», который можно проиллюстрировать примером прямого и курсивного начертания, каркасы которых не связаны между собой.

Skeletons of the roman and italic versions of the Scala and Scala Sans typefaces

Я не работал в словолитне, потому что был полностью поглощён делами центра музыки и на работу с прессом не оставалось времени. В таких обстоятельствах я мог свободно рассуждать о самой сути антиквы и гротеска. Многие общепринятые идеи казались мне нелогичными, но, к счастью, никто не заставлял меня им следовать.

FontShop выпустил шрифт Scala в 1990 году , это был их первый серьёзный наборный шрифт.
Scala Sans вышел три года спустя после того, как гарнитура Scala стала чрезвычайно популярной. Комбинация антиквы и гротеска Scala оказалась удачной и применяется графическими дизайнерами по всему миру.

Telefont. Мой переходный гротеск

В 1993 году я создал Telefont List и Telefont Text для голландского национального телефонного справочника. Я решил, что это будет шрифт без засечек. В этом случае я не стал использовать в качестве основы для гротеска антикву, хотя мог воспользоваться опытом, полученным при разработке гарнитуры Scala. Однако в отличии от моей работы над Scala Sans, я рассуждал более конкретно. Telefont List, который я создавал первым, был предназначен для печати маленьким кеглем на дешёвой бумаге, он должен был быть компактным и более читаемым, чем его предшественник Univers. В то же время я задумался над переработкой дизайна самого телефонного справочника. Большим достижением стало то, что появилась возможность тонко править глифы посредством специальной сетки из четырёх колонок, и, что важнее, подгонять макет после внесения изменений в гарнитуру. Это был почти интерактивный дизайн. В любом случае мой опыт в дизайне книг сыграл положительную роль.

Telefont

Гарнитура Telefont List была рабочей лошадкой и использовалась для автоматически сгенерированных страниц телефонного справочника, а Telefont Text — для страниц, свёрстанных вручную со множеством улучшений, например капителью и минускульными цифрами. Это можно сформулировать так: «Частоиспользуемая гарнитура имеет минимум возможностей; редкоиспользуемая гарнитура имеет максимум возможностей».

Начиная с 1994 года гарнитуры Telefont List и Telefont Text используются исключительно в голладском телефонном справочнике, но есть вероятность, что вскоре они будут выпущены в открытый доступ. Однако не стоит ожидать Telefont Serif, потому что мне кажется невозможным создать шрифт с засечками на основе гротеска.

Seria и Seria Sans. Гарнитура для литераторов

Первые наброски гарнитуры Seria я рисовал на салфетках в вагоне-ресторане поезда Берлин-Варшава.

Было две главных причины начать разрабатывать новую гарнитуру. Первая — моя неудовлетворённость использованием Scala в литературе. Как редактор, я не мог использовать Scala в художественных произведениях и поэзии из-за её слишком коротких выносных элементов. Появилась мысль создать версию Scala с длинными выносными элементами, но мне захотелось внести в гарнитуру больше изменений. Я понял, что Scala — это Scala, и решил создать новую гарнитуру. В ней должны были присутствовать длинные выносные элементы (и никакой компактности).

Вторая причина возникла в виде вопроса французского критика Гектора Обалька (Hector Obalk). В 1996 он пригласил меня прочитать лекцию о дизайне шрифта в центре Помпиду в Париже, а после неё входе беседы выяснилось, что он любит гарнитуру Scala. Так любит, что хочет, чтобы его книга, состоящая большей частью из писем и интервью Марселя Дюшана (Marcel Duchamp), была напечатана именно ей. Но ему хотелось использовать в стилистически сложных текстах Дюшана сильно наклонённый курсив. Он спросил, могу ли я сделать что-то подобное, и я предложил восходящий курсив (upward italic), отвергнув сильно наклонённый курсив, невозможный в Scala.

Вскоре я начал работать над гарнитурой. Восходящий курсив стал главной особенностью Seria, но наряду с ним присутствует и обычный курсив, получивший название Seria Cursive. FontShop International выпустил Seria в 2000 году, опоздав к выпуску книги о Дюшане, но зато благодаря Обальку я создал гарнитуру с двумя видами курсива.

Seria italic and a cursive</tp-image>

Глифы Seria имеют множество тонких деталей и нестандартных закруглений, заметных в больших кеглях.

Seria

В малых кеглях их увидеть нельзя, но можно «почувствовать». Особая острота закруглений делает Seria «неправильной». Этот принцип использовали Уильям Двиггинс (William Dwiggins), американский дизайнер и типограф, а также мой голландский коллега Брам Де Дус (Bram de Does). Считается, что небольшая неправильность ведёт к лучшей разборчивости шрифта.

Стало ясно, что Seria нужен гротеск, и я просто лишил глифы засечек. Seria Sans имеет такие же длинные выносные элементы, как и антиква, что нетипично для гротеска. Достоинство Seria Sans состоит в том, что все её начертания плотно связаны с основным, что особенно заметно на примере курсива и жирного курсива.

First sketches for the Seria typeface done by Martin Majoor on a<br /> table napkin on a train trip from Berlin to Warsaw.

Современные гротески

Большая часть старых гротесков созданы без всякой идеи о том, как они должны выглядеть. Дизайны в той или иной степени копируют друг друга без строгого понимания того, почему глифы выглядят именно так, а не иначе.

Но в 80-х годах начали появляться пары антиква-гротеск. Конечно, антиквы имеют под собой долгую традицию, однако соответствующие им гротески можно назвать современными. Например: Lucida (Kris Holmes и Charles Bigelow, 1984-1985), Stone (Sumner Stone, 1987), Rotis (Otl Aicher, 1989), Charlotte (Michael Gills, 1992), Legacy (Ronald Arnholm, 1993), Quadraat (Fred Smeijers, 1992-1996), Thesis (Lucas de Groot, 1994), Eureka (Peter Bilak, 1995-2000).

Последние 15 лет стали революционными для гротесков. Намного больше дизайнеров шрифта узнали их основополагающие принципы, и впервые гротески стали настоящими компаньонами антиквам. Можно сказать: «Они пожали друг другу руки и стали сосуществовать в гармонии».

Реклама
Explore posts in the same categories: Типографика

Метки: , , , ,

You can comment below, or link to this permanent URL from your own site.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s


%d такие блоггеры, как: